Социологическое исследование "Место чтения в досуге семьи".
Социологическое исследование на базе центральной районной библиотеки Канашского района
Сегодня наблюдается заметное снижение читательского интереса к книге и чтению. В эпоху компьютерных технологий стали теряться традиции семейного чтения, обсуждения прочитанного. Эта проблема вызывает особое беспокойство у библиотечных работников. Изучению данного вопроса было посвящено социологическое исследование «Место чтения в досуге семьи», проведенное сотрудниками центральной районной библиотеки Канашского района с апреля по июнь 2017 года.
Цель исследования: выявление читательских интересов современной семьи, привлечение их в библиотеку, организация семейного досуга.
Задачи исследования:
- Определение места, отведенного читателями чтению и библиотеке как каналу информации на основе анкетирования.
- Выявить читательские интересы и основные мотивы чтения членов семьи
- Определение основных направлений работы с семьями.
При проведении социологического исследования была использована случайная выборка.
Для выполнения поставленных задач был использован метод анкетирования.
Была выдвинута гипотеза: библиотека не является единственным каналом информации на семьи. Существуют и другие /средства массовой информации, периодические издания, Интернет, наличие домашней библиотеки, информация, полученная от общения с друзьями, знакомыми/, которые вполне удовлетворяют его информационные потребности. Информационная функция эффективна лишь в том случае, когда есть обоюдный интерес в передачи и получении информации.
Объектом исследования явились семьи, проживающие на данной территории и пользующиеся услугами данной библиотеки.
Предмет исследования – информационные потребности современной семьи.
Анкеты были распространены среди семей, живущих на территории села Шихазаны.
В анкетном опросе приняли участие 70 человек, из них:
- 40 - 57% женщин
- 30 - 43% мужчин.
Возрастной диапазон респондентов:
от 10 -16 лет –14 – 20%
от 16 – 21 лет – 12 – 17%
от 22 – 27 лет - 11 – 16%
от 27 – 41 лет – 13 – 18%
от 41 – 60 лет - 11 - 16%
60 и старше – 9 – 13%
Образование:
начальное – 12 – 17%
6 – 9 класс – 10 – 14%
среднее – 14 – 20%
среднее специальное – 16 – 23%
высшее – 18 – 26%
Общественный статус респондентов:
учащийся школы – 22 - 31%
студент техникума – 8 – 11%
студент ВУЗа – 15 – 21%
служащий – 12 – 17%
рабочий – 4 – 6%
предприниматель – 2 – 3%
безработный – 3 – 4%
пенсионер - 5 – 7%
Превалирующее место в структуре свободного времени занимают домашние дела – 95% из числа опрошенных указали именно на этот вид деятельности. Большинство респондентов 75% - отводят работе в саду и огороде, 68% опрашиваемых отдают предпочтение просмотру телепередач, Интернету, 53% - занятию с детьми, занятию типа «хобби» - 48%, чтению книг, газет и журналов уделяется 42%, учебе – 38%, 37% отводят встрече с друзьями, общению, 25% опрашиваемых выбирают отдых на природе, туризм, походы, 22% - физкультуру, спорту, 15% - посещению досуговых учреждений, последнее место отводится общественной работе – 7%. Но в то же время, часть опрашиваемых предпочитают предаваться бездеятельному отдыху /20%/. Это говорит о неумении рационально использовать свое свободное время. Активную роль в решении данной проблемы должна сыграть библиотека, как центр по организации информационно-досуговой деятельности жителей села, используя инновационные формы работы с читателями.
На вопрос: «Принято ли в вашей семье совместное чтение и обсуждение прочитанного?» - 14 человек ответили – да /20%/, 38% ответили – нет.
В ответах на вопрос: «Как бы ваша семья использовала свое свободное время, если бы его было больше?» лидирующее место занимает – отдых на природе, туризм /45%/. На втором месте – любительские занятия /35%/. На третьей позиции - чтение книг, газет и журналов /20%/.
В разделе о наличии домашней библиотеки дали положительный ответ – 49 /70%/ опрошенных, 51/73%/ - дали отрицательный ответ. На вопрос: «Какие книги любят читать члены вашей семьи?» - 80% опрошенных отдают свое предпочтение чтению художественной литературы, 20% - научно-популярную.
В вопросе о периодических изданиях, на которые подписалась ваша семья лидирующее место занимают: газеты и журналы «Комсомольская правда», «Собеседник», «Семья», «Приусадебное хозяйство», «ЗОЖ», «Дарья», «Столетник», «МК в Чебоксарах», «1000 секретов» и др.
По данным опроса все респонденты являются читателями библиотеки. Структура библиотечной аудитории складывается из читателей активных, посещающих библиотеку не реже одного раза в неделю /23%/, 1-2 раза в месяц - 42%, 1 раз в полгода – 24%, реже – 11%.
Наиболее часто пользуются услугами библиотеки семьи служащих – 35%, далее идут семьи рабочих –6 % и прочие категории.
Причины пользования услугами библиотеки связано с необходимостью литературы для учебы – 38%, взять книги на дом – 80%, для ознакомления с периодикой – 38% и с целью посещения мероприятий – 14%.
О степени и характере удовлетворенности работой библиотеки говорят положительные ответы опрошенных. 80% респондентов выразили полное удовлетворение работой библиотек, /в частности: доброжелательным отношением со стороны работников библиотеки – 55%, наличием литературы на интересующую тему – 53%, открытым доступом к литературе - 23%, хорошим наглядным оформлением – 34%. 11% - удовлетворены частично.
Анкетный анализ выявил следующие недостатки в работе с семьями: не на должном уровне поставленная массовая работа с семьями. Из числа опрошенных мероприятия, проводимые библиотекой, посещают: часто – 10%, редко – 5%, не посещают – 24%. Очевидно они не затрагивают в полной мере интересов читателей и не имеют особой значимости для них. В мероприятиях их привлекает: новое, полезное, интересное – 50%, возможность удовлетворить потребность в общении с другими читателями - 35%.
Основные причины, по которым читатели не посещают библиотеку, проводимые мероприятия: отсутствие соответствующей материально-технической базы, ведь за ее улучшение высказались /60%/ опрошенных. Следующей немаловажной причиной равнодушного отношения читателей к библиотечным мероприятиям является неинтересный подход к теме /18%/, отсутствие свободного времени /49%/, отдаленность библиотеки /33%/, неудобный режим работы /6%/.
О степени полного удовлетворения качеством обслуживания читателей и уровнем культуры сотрудников библиотеки высказались – 65% опрошенных, частично – 21%, 14% выразили свою неудовлетворенность: библиотекари не всегда могут найти нужную литературу, предложить альтернативный вариант.
Главными условиями для нормального функционирования библиотеки, при которых читатели могли бы чаще посещать библиотек, являются: наличие просторного, уютного помещения – 54% опрошенных, богатого книжного фонда – 50%, при наличии новых информационных технологий в обслуживании читателей – 48%, а также при наличии свободного времени – 28%.
Наиболее эффективными, интересными формами работы с семьями по мнению опрашиваемых являются: семейные вечера, посиделки, День семейного отдыха, встреча семейных пар, бенефисы семьи, конкурсы семейных пар, праздник семьи, игровые, спортивные состязания, интеллектуально-познавательные турниры.
42% респондентов дали положительную оценку внешнему состоянию библиотеки: наличию в ней уюта, тепла и света, атмосферы для спокойного чтения, 32% - выразили неудовлетворенность.
На вопрос «Что необходимо изменить в работе библиотеки, если она вас не устраивает?» 36% - ответили также, 49% - высказали предложения об улучшении технического оснащения, автоматизации рабочих мест, пополнение книжного, электронного фонда, разнообразия периодических изданий, обновление компьютерного парка.
Полученные результаты социсследования позволяют сделать следующие выводы:
- возможность получения информации из Интернета, из периодических изданий выписываемых в семьях, а также наличие домашней библиотеки, влияние средств массовой информации, телевидения, которому читатели отдают большое предпочтение, а также общение с друзьями – все это, подтверждает гипотезу, что библиотека не является единственным источником информации для читателей. Это несколько усложняет работу библиотеки. Приходиться искать и использовать более гибкие формы работы с читателями, учитывая их интересы в получении информации;
- социально-культурная значимость книги и периодических изданий сохраняется;
- сельская библиотека является ключевым элементом в процессе самообразования сельской семьи;
- чтение является ведущей формой свободного времяпровождения, имеет важную роль в системе внутрисемейного общения и воспитания;
- сельская библиотека продолжает оставаться значимым социально-культурным центром